Фотосъемка при естественном освещении

Свет является основным, важнейшим изобразительным средством фотографии. Так, лицо человека может выглядеть на снимке молодым или старым, веселым или грустным, злым или добрым в зависимости от того, как оно освещено. Неудачно падающий на человека свет может до неузнаваемости исказить его облик и нарушить на фотографиях портретное сходство. Это именно то, на что свадебный фотограф должен обратить первоочередное внимание. Точно так же в любом другом жанре фотографии светотеневой рисунок — распределение освещенных и затемненных мест на объекте съемки — во многом определяет не только передачу на плоском изображении объемов и форм предметов, но и придает снимкам определенную выразительность, делает их интересными для зрителей. Именно поэтому умение фотографировать — это, в очень большой степени, знание законов освещения и правильное их использование при съемке.Все источники света в зависимости от происхождения и особенностей создаваемого ими освещения можно разделить на естественные и искусственные. К первым относятся солнце и небо, хотя, строго говоря, земная атмосфера лишь рассеивает солнечные лучи, являясь вторичным источником освещения. Ко вторым — различные осветительные приборы, созданные человеком.

Фотографирование при естественном освещении — при высоко и низко расположенном солнце, в ясную и пасмурную погоду, зимой и летом — имеет свои особенности. Если при фотографировании в условиях искусственного освещения фотограф большей частью сам устанавливает источники света в соответствии со своими замыслами, то при естественном освещении подобной возможности нет и для получения качественных фотографий необходимо либо ждать какого-то «удачного» освещения, либо оптимальным образом использовать тот свет, который освещает объекты съемки в момент фотографирования.

Какие же особенности источников света, а значит и освещения, важны для фотографирования? Это — постоянство светового потока, т. е. его стабильность во времени; освещенность, создаваемая источником света в месте съемки; спектральный состав света и направленность светового потока.

При фотографировании под открытым небом все эти параметры непрерывно изменяются, в связи с чем освещение предметов в момент восхода солнца коренным образом отличается от освещения в полуденные часы. Поэтому первым фактором, определяющим условия естественного освещения, является время суток. От него зависит высота солнца над горизонтом, а значит и направление солнечных лучей. Лучи низко расположенного солнца в основном освещают вертикальные поверхности предметов, высоко расположенного — в основном горизонтальные. Утром и вечером тени от предметов длинные, в полдень — короткие. И если бы не существовало рассеивающей солнечный свет атмосферы, то этим и ограничивались бы изменения в освещении наземных предметов, а само освещение было бы чрезвычайно контрастным. Однако многокилометровый слой воздуха над поверхностью земли интенсивно рассеивает солнечные лучи, причем степень рассеивания неодинакова для световых лучей различных волн. Именно поэтому небо имеет голубой цвет, а в ясную погоду далеко расположенные предметы кажутся нам голубоватыми. Эту окраску им придает большой слой воздуха, в котором рассеиваются голубые лучи.

Таким образом, вторым источником освещения наземных предметов является небо. В солнечную ясную погоду этим светом освещаются со всех сторон наземные предметы, но на залитых солнцем участках это второе освещение мало заметно, а вот теневые места подсвечены им весьма интенсивно. Поскольку теневые стороны предметов освещаются голубым светом неба, то совершенно очевидно, что использование светофильтров, уменьшающих интенсивность воздействия голубых лучей, приведет к ослаблению подсветки светом неба теней, а значит, увеличит контраст негативного изображения.

Соотношение света неба и солнечного света в течение дня изменяется в значительных пределах. Утром, до момента появления солнечного диска из-за горизонта, и вечером, после его захода, предметы освещены только светом неба. С появлением солнца доля солнечного света в освещенности предметов быстро и плавно возрастает, становясь доминирующей через 1,5—2 ч после восхода. Аналогичная картина наблюдается и в вечерние часы, перед заходом солнца, но уже в обратном порядке. Процентная зависимость соотношения света солнца и света неба приведена в табл. 15, из которой хорошо видно, что оптимальное соотношение направленного (солнечного) и рассеянного (небесного) света имеет место при высоте солнца над горизонтом от 20 до 45°. При более высоко расположенном солнце его свет становится доминирующим, а освещение объектов съемки весьма контрастным.

Изменения в освещении предметов, однако, этим не ограничиваются. При более высоко расположенном на небосводе солнечном диске искажается светотеневой рисунок всех предметов. Так, например, на лице человека в глазных впадинах и под носом появляются глубокие тени, искажающие привычные форму и пропорции лица. Низко расположенный на небосводе солнечный диск освещает вертикальные поверхности почти перпендикулярными лучами и в этом случае падающий на лицо человека солнечный свет нивелирует его формы, делает более плоским.

Фотосъемка при низко расположенном над горизонтом солнце обладает еще одной особенностью, возникающей из-за разницы в спектральном составе солнечного света и света неба. Свет неба имеет в основном голубую окраску, а вот солнечным лучам с приближением солнца к линии горизонта приходится проходить через все большую толщу земной атмосферы, в которой коротковолновые лучи рассеиваются, а длинноволновые (оранжево-красные) — проходят беспрепятственно. В связи с этим солнечный свет сразу после восхода и перед закатом имеет оранжево-красную окраску.

Если в утренние или вечерние часы во время съемки на объектив фотоаппарата надеть светофильтр, уменьшающий интенсивность голубых лучей, то доминирующим на снимке будет солнечное освещение, если же применить голубой фильтр — освещение солнечными лучами станет на фотографии менее заметным. Поэтому степень влияния фильтров на тональные соотношения снимка возрастает: кратность желтого светофильтра уменьшается, а голубого увеличивается в эти часы суток. Сами фильтры можно использовать для эффективного регулирования степени контрастности изображения.

На рассеяние солнечных лучей в атмосфере большое влияние оказывает ее чистота. Наличие в воздухе водяных паров приводит к уменьшению интенсивности коротковолновых лучей, большое количество взвешенных в воздухе твердых частиц (пыли, песчинок, продуктов сгорания) в значительной степени задерживает не только сине-голубые, но и оранжево-красные лучи. Контраст освещения и кратность светофильтров при этом уменьшается.

Воздушная среда может сама стать объектом съемки. Через чистый, прозрачный воздух свет проходит, почти не рассеиваясь, но если в воздухе много водяных паров или пыли, то солнечные лучи становятся видимыми благодаря светорассеянию на взвешенных в воздухе водяных капельках или пылинках. В этом случае съемка в контро-вом свете чрезвычайно рельефно передает объем пространства, взаимное расположение предметов и направление солнечных лучей.

При наличии в воздушной среде большого светорассеяния контрасты светотени уменьшаются, а в густом тумане исчезают совсем. Поэтому влажность воздуха и наличие в нем мельчайших взвешенных частиц также оказывают определенное влияние на освещение наземных предметов.

Помимо солнечного света и света неба, объект съемки может быть освещен еще и светом, отраженным от облаков, светлых стен зданий, песка и водных поверхностей. Летним солнечным днем отдельные белые кучевые облака увеличивают подсветку теней почти в два раза. На светлом песчаном пляже и около воды также снижается контраст светотени, а общая освещенность объекта съемки увеличивается.

Наличие на небосводе облачного покрова резко изменяет освещенность наземных предметов. При сплошной облачности без просветов свет солнца и свет неба, проходя через облака, создают рассеянное освещение без ощутимо выраженного преобладания лучей какой-либо зоны спектра. Поэтому при фотографировании в пасмурную погоду применение светофильтров оправдано только в том случае, если необходимо изменить тональные соотношения наземных предметов. Управлять с помощью фильтров плотностью изображения облачного покрова на снимках невозможно.

Таким образом, при фотографировании на открытом воздухе освещение объекта съемки определяется: высотой солнца над горизонтом, что зависит от географической широты места съемки, времени года и времени суток; состоянием атмосферы; наличием близко расположенных и сильно отражающих световые лучи поверхностей.